Эксперт: Должностные лица местного самоуправления это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Должностные лица местного самоуправления это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В сельских районах созданы подразделения, занимающиеся организацией народного образования, строительства и жилищно — коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой, охраной природы и др. И хотя названия ряда данных подразделений в разных муниципальных образованиях почти одинаковы, их кадровое наполнение различно. В крупных городах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие управления, отделы, департаменты значительно превышают по численности районные. В малых городах, поселках, сельсоветах штатные подразделения малочисленны. В небольших сельсоветах, например, ихтрадиционно вообще нет.

Определение понятия должностного лица местного самоуправления даёт статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется, помимо законодательства о местном самоуправлении, Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», БК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта РФ.

Структура органов местного самоуправления

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Установленный законом признак – наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения – является определяющим в отграничении должностных лиц местного самоуправления от иных его работников. Местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Состоялся обучающий семинар для представителей органов местного самоуправления на тему: «Порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Внесены изменения в действующее законодательство в части вступления в силу нормативных правовых актов, которые утверждают новые формы и форматы налоговой отчетности, а также вносят изменения в действующие, — не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Различается и характер полномочий: орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как должностное лицо местного самоуправления наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. схему 1).
Из данного определения вновь вытекает сходство правового положения выборного должностного лица и органа местного самоуправления. На это сходство указывает и Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. № 92-О: «Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления».

Наименования главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает возможность создания в муниципальных образованиях помимо рассмотренных выше и иных органов. В Законе прямо указаны два из них: контрольно-счетный орган муниципального образования и избирательная комиссия муниципального образования.

В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Соответственно в крупных городах в составе администрации учреждаются органы, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры и спорта, потребительского рынка услуг и др. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Должностные лица местного самоуправления- особенности правового статуса

В ходе семинара освещены практические вопросы работыс обращениями граждан, а также вопросы реализации Указа Президента Российской Федерации «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций».
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
В сельских районах создаются подразделения, ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой и др.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Иные, кроме указанных в ст. 15 и 16, органы и должностные лица местного самоуправления ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к числу органов и должностных лиц, выполняющих исполнительные и распорядительные функции в сфере компетенции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих муниципальных образований. В системе органов местного самоуправления нет судебных и прокурорских органов, составляющих федеральные структуры государственной власти. Нет и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих им муниципальных должностных лиц.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Конкретный срок полномочий и наименований главы муниципального образования закрепляется в уставах муниципальных образованиях. В этих уставах установлены самые различные наименования главы муниципального образования: в городах — мэр или глава города; в районах — глава района, глава местного самоуправления; в сельских поселениях — глава поселка, глава сельсовета, староста.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется для контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.

Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Если в предыдущем разделе мы отмечали, что статьёй 34, ч. 1 закон фактически объединяет органы и должностных лиц местного самоуправления, подходя к определению их статуса с позиции функциональности, то последнее приведённое определение позволяет выявить линию разграничения между должностным лицом и органом местного самоуправления. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Хотя наличие таких органов не является обязательным, целесообразность их создания, особенно в крупных муниципальных образованиях, не вызывает сомнений. Поэтому в настоящее время такие органы во многих муниципальных образованиях уже созданы.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и реализуется населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем установление общих принципов организации местного самоуправления, в том числе в области противодействия коррупции, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.