Эксперт: Иные неконкурентные способы закупок по 223 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Иные неконкурентные способы закупок по 223 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

В своем Положении о закупках заказчик может указать любые неторговые способы закупок (самые популярными являются запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры), на свое усмотрение, при этом он прописывает порядок, условия закупок такими способами- начиная от подачи заявок до определения победителя и заключения с ним договора.

Установлено, что для новых категорий заказчиков общий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки с привлечением субподрядчиков из числа СМиСП, за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года должен составлять не менее 9% совокупного объема договоров, а объем закупок с участием только СМиСП должен быть не менее 5%.

223‑ФЗ: заказчики и виды процедур

Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки.
В рамках такого Положения необходимо указать не только информацию о том, какие способы будут использованы для проведения тех или иных закупок, но также и обозначены правила проведения таких закупочных процедур. Особо тщательная регламентация в рамках Положения о проведении закупок должна быть осуществлена в отношении неконкурентных закупок.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее — СОШ № 8, учреждение) внесены изменения в Положение о закупке путем включения подпункта, предусматривающего возможность учреждения осуществлять закупки на приобретение услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся путем заключения договора с единственным поставщиком.

Какие документы регламентируют закупки?

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93. Действующее законодательство в сфере закупок предполагает возможности для государственных и муниципальных заказчиков проводить закупки как с соблюдением правил обеспечения свободной конкуренции на рынке, так и ограничивая такую конкуренцию. В последних случаях происходит использование технологий, направленных на закупки, в рамках которых торги не проводятся.

В отличие от торгов, осуществление неторговых процедур не накладывает обязанность на заказчика заключить договор с победителем, также он может отклонить предложения всех участников на любой стадии и завершить проведение закупки без выбора победителя. Что касается антимонопольных требований, указанных в ФЗ №135, они являются общими для торгов и неторговых закупок, об этом следует помнить заказчику, при формировании требований и технического задания той или иной процедуры, а также при определении победителя.
У меня вопрос , если закупка иного способа размещения и у заказчика стоит условие поставить образец до заключения контракта.

Ст. 2 ФЗ №223 гласит о том, что именно Положение является главным документом, лежащим в основе всех закупочных процедур того или иного заказчика. Современное законодательство не содержит исчерпывающего перечня торговых и неторговых способов закупок, однако положениями ФЗ №223 (ч.3. ст. 3) предусмотрена возможность для заказчиков указать в своем Положении о закупках иные способы закупок, помимо конкурса и аукциона (они в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются торгами и должны быть обязательно отражены в Положении о закупках, независимо от того, будет ли использовать эти способы заказчик или нет при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, т.е. обязательны для включения, но не обязательны для проведения).

В часть 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ внесено дополнение о праве государственных, муниципальных унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями, осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Суды трех инстанций пришли к выводу о том, что применение СОШ № 8 процедуры закупки у единственного поставщика в случае закупки услуги по организации питания учащихся противоречит положениям действующего законодательства, поскольку единственным, причем искусственно созданным критерием, по которому с поставщиком в данном случае заключается договор, является стоимость услуги.
Оба эти закона предусматривают как конкурентные, так и неконкурентные способы определения исполнителя по тем или иным контрактам.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

Минфин считает, что почти все закупки госкомпаний неконкурентные. Их доля составляет более 96% и не меняется год от года. В прошлом году 31,1% из них прошли у единственного поставщика, а 65,4% — с применением «иных способов».

Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.

Имея потребность в получении услуги значительно большей стоимости (организация питания учащихся в течение учебного года) и заключая при этом договор ежемесячно, учреждение создает ситуацию, когда формально закупка у единственного поставщика является законной.

С выводами Минфина согласны далеко не все. В методологии доклада есть противоречия, на которые указали эксперты в сфере закупок. Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.

Челябинское УФАС России в рамках специализации представляет второе обобщение судебной практики по применению Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) в 2015 году.

Эти процедуры также не являются публичным конкурсом и не подпадают под действие ст. 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, проведение данных процедур не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по заключению договора с победителем таких процедур или иным участником, в случае соответствующей оговорки в Положении о закупке Вместе с тем, при определенных обстоятельствах контролирующие органы могут признать неторговую закупку торгами по своей природе.

Какие процедуры может проводить заказчик?

На основании указанного подпункта Положения о закупке учреждение ежемесячно осуществляло закупку услуги по организации питания учащихся у одного и того же выбранного им поставщика на небольшие суммы, в то время как данный поставщик не является объективно единственным поставщиком данных услуг ни в силу каких-либо конкретных обстоятельств, ни по критерию предмета закупки. В связи с чем ООО «Маяк» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными действия СОШ № 8 о внесении изменений в Положение о закупке и об обязании учреждения исключить эти изменения из Положения о закупке товаров (выполнении работ, услуг).

Установлено, что до 1 сентября 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления соответствующих закупок в 2017 году.

Для заказчиков регламентированы не только способы конкурентных закупок, но и определен перечень условий, при которых закупка может считаться конкурентной. Для заказчиков, которые не выполнили квоту для субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотрен переход на правила закупок по 44-ФЗ.
Сжатие платежеспособноного спроса, стагнация экономики и ужесточение политики банков породили кризис неплатежей и увеличение числа банкротств.

Регулятор видит ухудшение ситуации. Число способов определения поставщика постоянно растет: в 2015 года заказчики использовали 3 500 способов, в 2016 – 4 480, в 2017 – 5 080. По сравнению с 2016 годом, общий объем закупок «иными способами» увеличился на 14,1%.

И хотя пакет поправок1, внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.

Положение о закупках утверждается заказчиком при организации системы закупок в рамках своего юридического лица, проводящего такие закупки.
По его словам, госкомпании проводят закупки у единственного поставщика, только если это оправдано, потому что контроль за ними жестче, чем по 44-ФЗ.

Кто может стать вашим заказчиком по 223-ФЗ?

При осуществлении неторговых процедур заказчик не ограничен требованиями ст.447-449 Гражданского кодекса РФ, нормы которых регулируют порядок проведения торгов и заключение по их итогам договоров.
Что говорит о таких неконкурентных закупках Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и каким образом могут осуществляться такие закупки?
Постановлением предусмотрены новые виды заказчиков, обязанных при осуществлении закупок поддерживать субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением № 1352.
Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.