Эксперт: Община в древнем вавилоне по законам хаммурапи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Община в древнем вавилоне по законам хаммурапи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое остава­лось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традици­онных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться цар­ским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычным правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юс­тиции, представляли особый интерес для власти и государства. Стро­го говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, Хаммурапи в результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в меньшей степени — железа), что привело к созданию более совершенного оружия. Достигли значит, развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Социально-политическое устройство Вавилонского царства по Законам Хаммурапи

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139).
В первой половине II тыс . до н . э . образовалось Вавилонское царство, достигшее наибольшего расцвета при царе Хаммурапи (XVII в. до н . э …

Изучая законы Хаммурапи мы можем видеть, что вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум — «человек», или мар авелим — «сын человека». Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум — «склоняющийся ниц». Это были люди, работающие на царской земле и обладавщие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества состовляли рабы — вардум. Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников.Подробно регламентируются поземельные отношения внутри общины, которая сохраняла контроль над угодьями (луга, выгоны для скота) и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок – для этого даже не требовалось согласие общины.

Похожие главы из других работ:

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной сис­теме. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объе­динить в несколько тематических разделов. Община как способ организации основной массы населения в Вавилонском государстве в 1ой половине 2 тыс до н.э. играла важную роль. Она являлась своеобразным регулятором жизни общества в виду того, что экономика Вавилонии в основном базировалась на дальнейшем развитии ирригационного земледелия, что требовало привлечение к труду большого количества людей, не только рабов, но и свободного населения.

Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX-XVII вв. до х.э.) можно условно назвать старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии.

Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

Краткое резюме: Сергей, 36 лет, Образование Высшее, профессиональный опыт выполнения студенческих работ на заказ — 10 лет, за это время было выполнено: 355 дипломных работ, 582 курсовые, 276 рефератов, 1030 контрольных.

В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и испольнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов — редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники — шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной адмистрации : общинными советами и старостами общин — рабианум.

В Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и, при определенных условиях, жители Вавилона. Долговое рабство являлось срочным, которое не могло продолжаться более трех лет. Законы Хаммурапи предоставляли рабу право владеть имуществом, а также совершать в отношении него сделки, но после смерти раба имущество переходило к хозяину.

Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться.

Правовое положение населения Древнего Вавилона на основе Законов Хаммурапи.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу быто­вой ассоциативности (в системе Законов еще не было осо­бых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отно­шениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаим­ным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завер­шавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раз­дела — 196-я — вообще начинала перечень возможных поврежде­ний в результате избиения одного человека другим. Статьи описы­вали исключительно конкретные случаи и тем самым давали закон­ченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каж­дая статья и начиналась с «Если…»). Законы Хаммурапи не дают прямого подтверждения существования общины в Вавилоне. Но в ряде положений указанного источника позволяют делать выводы о ее существовании и ее руководящей роли для основного населения Вавилонии.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127).

Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)».

Старовавилонское общество по законам Хаммурапи

Если общинник вступал в половую связь со своей дочерью то его изгоняли из общины, что автоматически переводило в разряд «мушкенума» (ст. 154).
Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.) * регулировали по преиму­ществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара дол­жен быть его собственником и в случае сомнений указать происхож­дение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных лю­дей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защища­лись обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

В Законах Хаммурапи подробно говорится о земельных участках, выдаваемых воинам. Это имущество илку было изъято из оборота. Законы устанавливали лишь два исключения: его можно было продать, во-первых, тамкарам, во-вторых, другим покупателям, но при условии, что покупатель принимает на себя уплату в казну полагающихся сборов. Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту. В случае смерти воина или его пленения имущество переходило его сыну при условии несения им военной службы. В случае малолетства сына 1/3 земельного участка отдавалась матери. В случае возвращения воина из плена ему возвращалось имущество, отданное другому воину. Экспертная и репетиторская помощь в решении тестов, задач, по курсовым, дипломным (доработка, безопасно, антиплагиат, большой опыт, положительные отзывы).

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

Законы отразили процесс наступления на общинные земли со стороны светской и жреческой знати. Существовала и практика раздачи царем общинных угодий своим приближенным. Община получала за изъятую землю определенную компенсацию, но воспротивиться отчуждению была не вправе.
Таким образом, мы можем говорить о том, что Вавилонское общество по законам Хаммурапи состояло из полноправных граждан, которые назывались «сыновьями мужа», мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс членовредительство «сыну мужа», то наказание виновному выносилось по принципу талиона, то есть «око за око, зуб за зуб», а соответствующее членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба.

В соответствии со ст. ст. 42,55,65 Размер убытков определялся исходя из доходов соседей, т.е. община должна была знать о всех доходах своих членов. Ст. 99 предусматривала возможность кредитования Общины и солидарную ответственность ее членов по взятым на себя обязательствам. Законы Хаммурапи передавали решение по ряду хозяйственных споров суду общины (Например, споры по вопросам хранения (ст. 126).
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился».

По ст. 23 Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а поселение и градоправитель, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее. Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время.

Ассирии — VIII—VII век до н . э . Новая Ассирийская империя (750—620 г. до н . э .) считается первой империей в истории человечества. Древний Вавилон !

Вавилоне земля находилась в собственности государства, общин или частных лиц. Государственные земли принадлежали царскому дворцу. Часть этих земель передавалась во владение или в аренду.

Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле, состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах уделялось большое внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это должны были нести военную службу. Ряд статей посвящён обязанностям и правам воинов. Напр., уклонение воина от похода и даже попытка выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две категории воинов — баиру и реду и два звания военачальников — деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре вавилонского войска и военной иерархии.

В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс . до н . э ., жили семиты. Они были скотоводческими племенами древней Передней…

Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Другим характерным принципом законов был в значительной «ере религиозный смысл тех запрещений, кото­рые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил про-гивоправными и наказуемыми такие же действия, которые в рели-гозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, сякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установ­ленного богами порядка и, соответственно, особого положения дру-лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.