Эксперт: Закон о лицензируемых видах деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Закон о лицензируемых видах деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определенные виды деятельности можно осуществлять только при наличии лицензии. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечисляет Закон о лицензировании отдельных видов деятельности в 2018 году в последней редакции. Этот перечень закрытый. Посмотрите, какие виды деятельности подпадают под действие этого ФЗ, и как найти их список по кодам ОКВЭД.

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. В России для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо получение соответствующего разрешения или лицензии. Всего в перечне лицензируемых видов деятельности свыше пяти десятков наименований.

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу указанной статьи теперь аптечному учреждению достаточно получить лицензию на фармацевтическую деятельность и лицензию на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (при условии, что данная аптечная организация работает с этой группой препаратов), тогда как согласно пп. 53, 54, 54.1 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ требуется отдельно получать лицензию на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами списков II, III и прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I списка IV. Теперь достаточно будет одной лицензии при условии соответствия лицензиата всем установленным лицензионным требованиям.

Лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме).

Полномочия лицензирующих органов

В федеральном законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 чиновники определили список видов деятельности, подлежащих лицензированию. Перечисленные в законе виды деятельности можно осуществлять только после получения специального государственного разрешения – лицензии. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, процедура лицензирования осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам, а также здоровью и жизни граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, который может быть нанесен в результате осуществления отдельных видов деятельности.
Одним из важных положений Закона N 99-ФЗ является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.

В статье мы разберем особенности Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, определим сферу применения закона, цели лицензирования, принципы и порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, лицензионные требования и другие вопросы, возникающие в данной сфере.

В ст. 8 Закона N 99-ФЗ приведен перечень лицензионных требований, которые могут быть обязательными условиями в получении лицензии.

В приказе (распоряжении) лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи, и мотивированное обоснование причин отказа в предоставлении лицензии. В случаях, предусмотренных частями 8 и 9 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи.

Порядок переоформления лицензии

В статье 12 закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 перечислено 49 лицензируемых видов деятельности. Однако это не единственный закон, перечисляющий лицензируемые виды деятельности.
Он включает в себя многие услуги, которые нередко выбирают в качестве основных начинающие предприниматели, представители малого и среднего бизнеса.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Кроме того, нужна лицензия для:

  • Разработки, изготовления систем технической защиты информации конфиденциального характера, оказание услуг по осуществлению защиты.
  • Манипуляции с боеприпасами и пиротехникой (четвертого и пятого классов).
  • Работы с химическим оружием (хранение, утилизация).
  • Эксплуатации опасных объектов (взрывопожаро- и химически-) производства, с первого по третий класс опасности.
  • Оборота наркотических, психотропных препаратов, выращивания растений, содержащих наркотические элементы.
  • Изготовления/обслуживания техники, применяемой в здравоохранении.
  • Транспортных услуг на водном и морском пространстве (перевозка пассажиров, опасных грузов специализированным транспортом).
  • Выполнения работы по перевозке по воздуху людей и грузов.
  • Оказания услуг по транспортировке пассажиров и грузов посредством железной дороги.
  • Выполнения работ по погрузке и разгрузке опасных грузов в морских портах и на железной дороге.
  • Буксировке морским транспортом.
  • Манипуляций с отходами с первого по четвертый классы опасности.
  • Проведения и организации азартных игр.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечисляет Закон о лицензировании отдельных видов деятельности в 2018 году в последней редакции. Этот перечень закрытый.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выдачу, приостановку, переоформление и аннулирование лицензий на различные виды деятельности в предпринимательской сфере.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

В случае, предусмотренном частью 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, лицензия направляется лицензиату в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Заметим, что в настоящее время Закон N 128-ФЗ таких регламентаций не содержит и в отношении осуществления фармацевтической деятельности, лицензирующие органы руководствуются лицензионными требованиями и условиями, установленными Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.

Помимо этого в списке много видов предпринимательства, имеющих меньшее распространение, но тоже требующих наличия лицензии. В их числе работа, связанная с использованием источников излучения ионов; с воздействием на процессы и явления гидрометеорологической и геофизической сфер. Для проведения работ, нацеленных на сбережение объектов культурного наследия страны, осуществления экспертизы на предмет промышленной безопасности также требуется лицензия. Как и на работу, связанную с обращением взрывчатых веществ промназначения, любую деятельность (разработка, изготовление, продажа, тестирование, хранение, ремонт) с оружием, техникой военного назначения и специальных средств (технических) для негласного получения данных.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Довольно распространено в нашей стране получение лицензии для:

  • оказания услуг по транспортировке больше восьми человек автомобильным транспортом (не считая собственных потребностей юрлица/ИП);
  • изготовления и продажи авторской продукции полиграфии;
  • услуги по охране и детективной работе;
  • услуги по устройству на работу россиян за границей;
  • предоставления услуг связи;
  • осуществления радио- и телевещания;
  • манипуляции, связанные с ломом (цветных и черных металлов);
  • ликвидация пожаров в местах проживания людей, на предприятиях и других объектах;
  • работа с устройствами пожарной безопасности помещений;
  • изготовление лекарств;
  • образовательные услуги;
  • копирование авторских произведений (аудио, видео), программ для ЭВМ, информационных баз, фонограмм (не считается собственная деятельность лиц, у которых есть смежные или авторские права);
  • услуги по геодезии/картографии (работы федерального назначения);
  • услуги в сфере охраны здоровья населения;
  • фармацевтическая деятельность;
  • управление жилыми многоквартирными объектами;
  • маркшейдерские работы.
Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Формирование и хранение лицензионного дела осуществляются лицензирующим органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отметим, что порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, а также порядок их приема лицензирующим органом регулируется ст. 13 Закона N 99-ФЗ.
Производство и оборот алкогольной продукции не названы в ст.12 № 99-ФЗ от 04.05.2011, эти виды деятельности лицензируются на основании закона № 171-ФЗ от 22.11.1995.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.