Эксперт: Авторские права при работе над научной работой (грантом)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: Авторские права при работе над научной работой (грантом)». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Максимально широкий охват читательской аудитории: от познавательной литературы для дошкольников до книг по садоводству, которые интересны пенсионерам.

В диссертации соискатель ученой степени обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов.

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Интеллектуальная собственность в России

Первая элементарная операция с фактами начинается с описания, она сводится к фиксированию, перечислению, группированию и установлению их связи с научными понятиями. Последующая задача заключается в том, чтобы обобщить факты, объяснить их, найти их закономерную связь. Объяснить данный факт — значит поставить его в объективно существующую причинную, закономерную взаимосвязь с другими фактами, со всей совокупностью известных фактов, поставить в связь со всеми существующими положениями науки. Отдельно взятые, случайные факты в лучшем случае могут служить лишь иллюстрацией, отдельными примерами в суждении, но не доказательством его истинности. Умение различать необходимые и случайные факты позволяет редактору выяснить их важность в развитии логики научного исследования.
Итак, авторские права принадлежат студентам. Между тем, на практике, ВУЗы и иные учебные заведения зачастую публикуют работы студентов. Например, в настоящее время, зачастую публикуются сборники квалификационных работ студентов («Сборник лучшие дипломные работы по экономике за 2003 год»). В лучшем случае студента извещают о том, что его работа будет опубликована, между тем автору никакого гонорара не выплачивается, авторского договора с ним не заключается, опять таки в лучшем случае имя и фамилия автора будет указана рядом с авторским трудом.
По результатам депонирования произведения и регистрации авторского права выдается свидетельство о регистрации авторского права на произведение книгу, песню, музыку, сайт, изображение, статью, научную работу, произведение, рукопись.
С юридической точки зрения, плагиат представляет собой одну из форм противоправного поведения и в зависимости от степени общественной опасности влечет различные виды юридической ответственности. Трактуя данное понятие, пленум Верховного суда РФ указывает, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Максимально широкий охват тем: медицина и психология, менеджмент и компьютерные технологии, рукоделие и домашнее хозяйство, бизнес и духовные практики и т.д.

Тут может помочь все — файлы, переписки, распечатки, любые письменные документы, помогающие установить авторство, даже показания свидетелей.

У некоторых авторов проявляется стремление оформить свою работу с минимальным количеством ссылок на использо­ванные научные результаты и публикации других авторов, при этом что-то по умолчанию подразумевается как чужой резуль­тат, о чем-то, опубликованном другими, очень важном и имею­щем прямое отношение к публикуемому материалу, просто не упоминается. Это, как наивно полагают некоторые, якобы уси­ливает впечатление о наличии в данной работе личного вклада автора в науку, но сами не осознают, что дей­ствуют далеко не лучшим для себя образом и, как правило, больше теряют в глазах окружающих, чем находят.
Кроме того, и сама диссертация теряет как в обосновании актуальности прово­димого диссертационного исследования, так и в чёткости выде­ления личного вклада автора в науку.

Авторские права при работе над научной работой (грантом)

Еще один яркий (и даже традиционный) пример злостного правонарушения авторских прав студентов – это использование их творчества в работах научных руководителей. Скажем, доцент Иванов пишет очередную монографию, посвященную вопросу Государственного предпринимательства. Чтобы ускорить процесс написания он ряду студентов дает задание на выполнение курсовых работ пересекающихся с его монографией. После сдачи и защиты работ студентами, доцент Иванов берет авторский труд студентов и включает в качестве определенных глав в свою монографию. При этом себя он оправдывает тем, что он является научным руководителем, что он сам дал задание студентам, что дал им списки литературы и т.д. Естественно студентов он в качестве соавторов глав или монографии не указывает и тем более не «делится» гонораром. Все остальные результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, изобретения, полезные модели, товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменные наименования и прочие подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

В действующем законодательстве ничего не сказано о том, сколько процентов заимствования является плагиатом. Соответственно юристов и экспертов должен интересовать сам факт присвоения авторства вне зависимости от процентного соотношения заимствованного оригинала. По сути сам автор (правообладатель) решает, когда была нарушена граница дозволенного. Возможно, именно поэтому в УПК РФ присвоение авторства отнесено к делам частно-публичного обвинения.

Однако есть одно «если». А именно, если работа (курсовая или дипломная) представляет собой объект авторского творчества (студента), а не является плагиатом. Между тем с авторскими правами на творчество студентов создаваемое в рамках учебного процесса связана масса вопросов: Кому принадлежат имущественные права на создаваемые авторские работы? Как должны быть построены авторские правоотношения между вузом (учебным заведением) и студентом?

Научная диссертация и авторское право

Дифференциация внутри каждого тематического направления. Например, в разделе детской психологии это «Воспитание и педагогика», «Молодым родителям. Ваш малыш», «Беременность. Роды», «Детский массаж», «Раннее развитие детей» и т. д. (данные книжного Интернет-портала «Озон»).
Л. требования не признали и просили оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что внесение в «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» оспариваемого истцом изменения никак не затрагивает свободы технического и других видов творчества и гарантий охраны интеллектуальной собственности. Изобретение не является объектом права частной собственности, как ошибочно полагает истец, ссылаясь в обоснование своих требований на статью 35 Конституции Российской Федерации.
Сюда относятся данные наблюдений и ранее выполненных научных работ, гипотезы и экспериментальные данные, известные и новые теории, законы и закономерности, классификации и типологии как формы научного знания, авторские методы, приемы доказательств, суждения и т.п. Относят к фактическому материалу также систематические сведения, имена, названия, даты, формулы, цитаты. Все факты должны рассматриваться как элементы определенной системы и в связи с темой научного произведения и предметом исследования; они должны иметь целостный характер и вписываться в иерархическую структуру системы, их целесообразность, наличие и необходимость должны быть обусловлены целью и задачами исследования.
Однако в мировой практике встречаются попытки установить количественные показатели для установления факта плагиата. Так, например, по международным стандартам плагиатом считается семь повторяющихся друг за другом нот в музыкальном произведении.

Статьей 520 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что автор изобретения может по своему выбору требовать либо признания своего авторства с передачей государству исключительного права на изобретение, либо признания своего авторства с закреплением за ним исключительного права на изобретение. В первом случае на изобретение выдается авторское свидетельство, во втором случае — патент.

В принципе в научных произведениях, составляющих основу научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое назначение, построение и содержательное наполнение.

Она, как коррозия, разъедает современную науку изнутри, словно коррупция, проникшая во все элементы государственно-бюрократического аппарата.

Следует отметить особо, что научная публикация является не просто способом доведения информации. В большинстве случаев научная публикация выступает в качестве общеприня­того средства провозглашения авторских прав на те или иные научные результаты, юридическим основанием для признания приоритета на конкретные результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований. Публикуемые новые мысли, научные идеи являются выражением интеллектуального потенциала отдельных лиц и организаций и поэтому, как и вещи, всегда кому-то принадлежат. Это наше духовное богатство, может быть, более ценное, чем материальное, и по-человечески несправедливо забывать, кто явился его создателем.

Юридическая ответственность за плагиат в научных работах

В принципе все довольно ясно и понятно, однако есть и «подводные камни». При полном заимствовании чужого текста плагиат налицо, но как быть при частичном переписывании чужого произведения без ссылки на автора? Какой объем произведения необходимо присвоить (предложение, абзац, главу, n-й процент от чужой работы), чтобы признать факт плагиата? Конфликты по поводу плагиата чаще всего связаны как раз с присвоением частей произведения, которые не образуют самостоятельного объекта авторского права.

Согласно ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Предметом авторского права могут быть, в том числе, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к науке и технике.

Содержательную основу научного произведения составляет фактический материал. Факты научно документируют процесс и результат исследования, обусловливают научную значимость полученного результата и его новизну. Анализируя фактический материал, редактор должен учитывать, что подлинная наука ничего не должна принимать на веру, она существует и развивается на почве достоверных фактов. Под фактом понимаются объективно существующая вещь, свойство, явление, событие, рассматриваемое обособленно от своей системы и условий, т.е. как нечто единичное, познанное человеком. До времени пока явление или событие не установлено и не познано, его нельзя считать фактом науки. Когда же оно установлено и доказано, оно становится и отображается как объективная истина.

Работа над научным произведением

В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса РСФСР авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения.

На основе фактов, правильного их объяснения рождается научная теория. Факты, взятые в их объективной связи, служат критерием степени научности, т.е. содержательной стороны теории. Связь с фактами, неотрывность от них имеет решающее значение для устойчивости теории, ее незыблемости. Связь теории с фактами заключается и в том, что она выражает знания о законах соответствующей науки и диктует критерии точности и адекватности при оценке фактов и определении их достоверности. Наконец, научная теория сама является фактом. Факты в научном произведении отражают все многообразие информации, относящейся к предмету исследования, как исходной, так и получаемой и привлекаемой в ходе исследования и являющейся ее результатом.

Сложность однозначных ответом на поставленные выше вопросы объяснятся тем, что в рассматриваемых авторских правоотношениях участвуют несколько субъектов: автор (студент), научный руководитель (преподаватель), вуз (учебное заведение). Казалось бы, что на лицо служебные правоотношения, когда вуз (в лице научного руководителя) дает задание на выполнение определенной авторской работы.
Правоотношения, возникающие по поводу авторства на изобретение, по своему существу являются сходными с авторскими правоотношениями, в связи с чем право автора изобретения присвоить ему свое имя, прямо не предусмотренное в разделе УI Гражданского кодекса РСФСР, может быть обосновано в соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР ссылкой на аналогию со ст. 479 Гражданского кодекса РСФСР и с ч. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторских и смежных правах», в соответствии с которыми автор имеет право на название произведения.

Законодательно закреплено, что в научном труде может быть сделана ссылка на чужую мысль в виде изложения её в форме высказывания или в виде дословной цитаты, взятой в кавычки, с обязательным указанием фамилии автора и цитируемого источника. Ежегодно студенты многих сотен и тысяч учебных учреждений Российской Федерации выполняют курсовые и дипломные работы, а также участвуют в создании иных произведений (творческих проектов). Курсовая и дипломная работа – квалификационные работы (проекты) представляющие собой труд студентов по изучению конкретной области знаний (науки и т.д.).

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Возникает несоответствие предложений автора и издателя ожиданиям читателя. Решить эту проблемную ситуацию можно, если создать книги, ориентируясь на изучение читательского спроса, приглашая к сотрудничеству профессионалов — практикующих ученых и специалистов, способных ярко осветить тему и удовлетворить запросы современного читателя. Создание таких произведений осуществляется по договору авторского заказа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.